Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Обобщение по осуществлению контрольно-надзорной деятельности за 1 полугодие 2018 года

В течение 1 полугодия 2018 года должностными лицами УМТУ Росстандарта осуществлено 170 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За рассматриваемый период проведено 54 внеплановые проверки, в том числе:

1. по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - 24 проверки, в том числе:

  • о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 4 проверки;
  • о причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — 4 проверки;
  • нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) -16 проверок;

2. на основании приказов руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации — 30 проверок.

Нарушения обязательных требований законодательства выявлены при проведении 76 проверок.

По итогам проверок выдано 107 предписаний, составлено 113 протоколов об административном правонарушении.

Уполномоченными должностными лицами УМТУ Росстандарта вынесено 93 постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности, в том числе: 84 административных штрафа и 9 предупреждений.

Судебными органами вынесено 2 акта о привлечении виновных лиц к административной ответственность по статье 19.4.1 КоАП РФ.

Сумма наложенных штрафных санкций составила 6889,61 тысяч рублей. Взыскано за рассматриваемый период 3730,0 тысяч рублей.

За 1 полугодие 2018 года в рамках организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Федеральный государственный метрологический надзор (ФГМН)

В рамках осуществления федерального государственного метрологического надзора проведено 147 проверок. У 59 субъектов хозяйственной деятельности выявлены нарушения обязательных требований в области обеспечения единства измерений.

В ходе надзорных мероприятий проверено:

  • 78 единиц эталонов, с нарушениями -1 ед.;
  • 107 методик (методов) измерений, не соблюдаются требований 10 аттестованных методик измерений;
  • 6517 единиц средств измерений, с нарушениями 668 единиц (применяются средства измерений неутвержденного типа, неповеренные, с другими нарушениями)
  • 168 стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, нарушений не выявлено.

По итогам проверок выдано 56 предписаний об устранении нарушений и запрете применения средств измерений. Вынесено 56 постановлений о наложении административного штрафа и 7 предупреждений. Сумма наложенных должностными лицами УМТУ Росстандарта штрафов составила 2085,0 тысяч рублей.  По судебным актам сумма штрафов составила 10,0 тысяч рублей. Взыскано 1590,0 тысяч рублей.

Наиболее часто выявляемые нарушения при осуществлении ФГМН:

  • требований Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»,
  • Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга РФ от 02.07.2015 г. №1815,
  • Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.02.2014г. № 81н.

Так, например, при проведении 8 проверок установлено применение юридическими лицами средств измерений неутвержденного типа. Результаты 37 проверок показали применение юридическими лицами средств измерений, не прошедших в установленном порядке проверку. При проведении 10 учреждений здравоохранения установлены нарушения в части несоблюдения технических требований к средствам измерений, не соответствующих по предельно допустимой погрешности.

При проведении проверки МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» не представлялись документы, необходимых для проведения проверки в полном объеме. В связи с чем юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности по статье 19.4.1 КоАП РФ.

Надзор за соблюдениемобязательных требований национальных стандартов и технических регламентов

Надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов осуществлен при проведении 84 проверок, в том числе 47 внеплановых проверок.

По поручению Правительства Российской Федерации проведено 30 проверок в отношении:

  • производителей, импортеров и поставщиков, осуществляющих выпуск в обращение цемента;
  • организаций-изготовителей автобусов на предмет соответствия выпускаемых в обращение транспортных средств категории М2 и М3 требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • на предмет соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Кроме того, в 1 полугодии 2018 года надзору подвергнуты следующие группы продукции на соответствие обязательным требованиям стандартов и технических регламентов: электрическая энергия, низковольтное оборудование, машины и оборудование, аппараты, работающие на газообразном топливе, смазочные материалы, масла и специальные жидкости, щебень, колесные транспортные средства и др.

32 проверки проведены с испытанием продукции с привлечением экспертных организаций.

Нарушение требований законодательства выявлено при проведении 23 проверок.

При проведении 8 проверок на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», нарушения выявлены в 5 случаях.

В основном субъектами хозяйственной деятельности не соблюдаются требования безопасности, установленные статьей 4 и соответствующими приложениями Технического регламента.

Также в ходе надзора выявлены случаи нарушения пункта 7.3 статьи 7 ТР ТС 013/2011 в части обращение автомобильного бензина экологического класса К4 на территории Российской Федерации, выпуск в обращение и обращение которого допускалось по 1 июля 2016 года.

Выявлялись нарушения требований пункта 3.2 статьи 3 ТР ТС 013/2011. в части информирования потребителей об экологическом классе топлива.

Так при проверке двух АЗС ИП Кристев при проведении испытаний продукции выявлены нарушения:

На 1 АЗС:

  • «массовая доля серы» в отношении топливо дизельное зимнее ДТ-З-5, минус 32 норма - не более 10 мг/кг, фактически по результатам испытаний - более 500 мг/кг ;
  • «массовая доля серы» в отношении бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 норма - не более 10 мг/кг, фактически по результатам испытаний - 99 мг/кг;
  • «октановое число по исследовательскому методу» в отношении бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 норма - не менее 92, фактически по результатам испытаний - 88,5;
  • «массовая доля серы» в отношении бензина неэтилированного марки АИ-95-К5 норма - не более 10 мг/кг, фактически по результатам испытаний - 188 мг/кг;
  • «октановое число по исследовательскому методу» в отношении бензина неэтилированного марки АИ-92-К5 норма - не менее 95, фактически по результатам испытаний - 88,0;
  • «массовая доля серы» в отношении - бензин автомобильный неэтилированный Нормаль-80 АИ-80-К4 норма - не более 50 мг/кг, фактически по результатам испытаний - более 500 мг/кг;
  • «октановое число по исследовательскому методу» в отношении - бензин автомобильный неэтилированный Нормаль-80 АИ-80-К4 норма - не менее 80, фактически по результатам испытаний - 62,3;
  • «октановое число по моторному методу» в отношении - бензин автомобильный неэтилированный Нормаль-80 АИ-80-К4 норма - не менее 76, фактически по результатам испытаний - 52,3.

Также были установлены нарушения требований п. 3.2 ст. 3 ТР ТС 013/2011. На топливно-раздаточном оборудовании отсутствует информация о марке топлива – обозначение экологического класса.

На 2 АЗС:

  • «массовая доля серы» в отношении топлива - дизельное Евро, межсезонное, сорта Е, экологического класса К 5, марки ДТ-Е-К5 норма - не более 10 мг/кг, фактически по результатам испытаний - более 500 мг/кг;
  • «температура вспышки в закрытом тигле» в отношении топлива - дизельное Евро, межсезонное, сорта Е, экологического класса К 5, марки ДТ-Е-К5 норма - не ниже 55, фактически по результатам испытаний - 31;
  • «массовая доля серы» в отношении топлива - бензин неэтилированный марки АИ-92-К5 норма - не более 10 мг/кг, фактически по результатам испытаний - 112 мг/кг;
  • «массовая доля серы» в отношении топлива - бензин неэтилированный марки АИ-95-К5 норма - не более 10 мг/кг, фактически по результатам испытаний - 200 мг/кг;
  • «октановое число по исследовательскому методу» в отношении топлива - бензин неэтилированный марки АИ-95-К5 норма - не менее 95, фактически по результатам испытаний - 86,6;
  • «массовая доля серы» в отношении - бензин автомобильный неэтилированный Нормаль-80 АИ-80-К4 норма - не более 50 мг/кг, фактически по результатам испытаний - более 500 мг/кг;
  • «октановое число по исследовательскому методу» в отношении - бензин автомобильный неэтилированный Нормаль-80 АИ-80-К4 норма - не менее 80, фактически по результатам испытаний - 57,4;
  • «октановое число по моторному методу» в отношении - бензин автомобильный неэтилированный Нормаль-80 АИ-80-К4 норма - не менее 76, фактически по результатам испытаний - 47,7.

При проверках качества электрической энергии выявлены нарушения требований п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" в части отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии.

В ходе проверок надзору подлежала продукция подпадающая под несколько технических регламентов Таможенного союза.

Так при проверке излучателей газовых инфракрасных ГИИ-20, ГИИ-30 выявлены нарушения обязательных требований, установленных ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». Нарушения выразились в несоблюдении учреждением требований технических регламентов, а именно:

  • в нарушение требований п. 4 ст. 5 ТР ТС 004/2011 в представленных руководствах по эксплуатации отсутствует информация правил и условий утилизации низковольтного оборудования.
  • в нарушение требований п. 4 прил. 2 ТР ТС 016/2011 в представленных руководствах по эксплуатации отсутствуют рекомендации по безопасной утилизации газоиспользующего оборудования.
  • в нарушение требований п. 4 ст. 5 ТР ТС 020/2011 в представленных руководствах по эксплуатации отсутствует информация правил и условий утилизации технического средства.

При проведении внеплановой проверки ООО «Агроресурс» проверена продукция — тестомесильная машина, не соответствующая требованиям Технических регламентов Таможенного союза: пункты 1,4 статьи 5, пункт 3 статьи 8 ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»; пункты 7,8,19 статьи 5, пункты 2,8 статьи 8, пункт 3 статьи 12, пункты 7,13,18-22, 27, 33,36-45, 53 приложения № 1 ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования"; пункты 1,4 статьи 5, пункт 3 статьи 8 ТР ТС 020/2011«Электромагнитная совместимость технических средств».

Как показывает анализ причин допущенных нарушений в большей части нарушения допускаются вследствие:

1. Незнания действующего законодательства;

2. Низкого уровня квалификации должностных лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению действующего законодательства в области обеспечения единства измерений и технического регулирования;

3. Отсутствия контроля за должностными лицами, на которых возложены обязанности по соблюдению действующего законодательства в области обеспечения единства измерений, технического регулирования либо отсутствие таковых лиц;

4. Финансовые затруднения субъектов хозяйственной деятельности, не позволяющие своевременно принять меры по соблюдению требований действующего законодательства.

5. Нарушения при декларировании продукции.

В течение 2017 года должностными лицами УМТУ Росстандарта проведено 333 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушения требований законодательства выявлены при проведении 139 проверок.

Федеральный государственный метрологический надзор осуществлен в рамках проведения 309 проверок. В ходе проверок надзору подвергнуто 22320 единиц средств измерений и 454 единицы эталонов.

Нарушения требований законодательства об обеспечении единства измерений выявлено при проведении 113 проверок. С нарушениями требований законодательства об обеспечении единства измерений применялось 1491 единица средств измерений. Основными нарушениями, выявляемыми при осуществлении федерального государственного метрологического надзора, являются применение средств измерений неутвержденного типа, неповеренных средств измерений, нарушение порядка поверки.

Государственный контроль за соблюдением обязательных требований технических регламентов и ГОСТов осуществлен при проведении 116 проверок. Нарушения требований законодательства установлены при проведении 36 проверок.

Так за соблюдением требований:

  • ТРТС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» проведено 19 проверок, нарушения выявлены при проведении 8 проверок. Нарушения касались как маркировки продукции и содержания необходимой информации для потребителей, так и установленных техническим регламентом норм характеристик к автомобильному бензину и дизельному топливу;
  • ТРТС «О безопасности машин и оборудования» проведено 17 проверок, нарушения выявлены при проведении 4 проверок, в том числе установлены нарушения в области обязательного подтверждения соответствия продукции;
  • ТРТС «О безопасности низковольтного оборудования» проведено 9 проверок, нарушения установлены при проведении 2 проверок по маркировке продукции и обязательного подтверждения соответствия продукции;
  • ТРТС «О безопасности колесных транспортных средств» проведено 6 проверок, нарушений требований технического регламента не выявлено.
  • ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» проведено 8 проверок. Нарушения выявлены при проведении 4 проверок, в том числе превышение допустимых значений установленных п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по отрицательному и положительному отклонению напряжения электропитания от номинального значения в точках передачи электрической энергии.

В результате контрольно-надзорных мероприятий проверена продукция, подпадающая под требования ТРТС «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Выявленные нарушения касались выпуска в обращение моторных масел без сопровождения партий продукции паспортом качества и паспортом безопасности химической продукции.

В 2017 году проводились плановые проверки юридических лиц на соответствие требованиям ГОСТ Р 55665-2013. Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности; ГОСТ Р 55664-2013. Оборудование для спортивных игр. Ворота футбольные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности; ГОСТ Р 55666-2013. Оборудование для спортивных игр. Ворота для хоккея на траве. Требования и методы испытаний с учетом безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2015 г. № 309 «О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации дополнен пунктом 9615 - ворота для мини-футбола, ворота для гандбола, ворота для футбола. Настоящее постановление вступило в силу с 01.01.2016 г.

Проверки показали, что юридические лица, эксплуатирующие спортивные объекты, на которых расположены объекты надзора (ворота), зачастую не соблюдают требования Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2015 г. № 309 и ГОСТ Р 55664-2013, ГОСТ Р 55665-2013, ГОСТ Р 55666-2013.

В течение 2017 года в территориальные отделы УМТУ Росстандарта поступило 148 обращений, в том числе 113 обращений граждан по вопросам проверки качества продукции.

Наибольшее количество обращений поступило по вопросам несоответствия качества электрической энергии (39), качества нефтепродуктов (29), неудовлетворительного состояния детских игровых площадок (15), аттракционов, батутов, веревочных парков и др. (10).

В органы прокуратуры направлено 22 заявления о согласовании внеплановых выездных проверок, отказано органами прокуратуры в 9 случаях. Проведено 29 внеплановых  проверок по обращениям,  нарушения требований законодательства подтверждены при проведении 20 внеплановых проверок.

По итогам отрицательных проверок принимались меры административного воздействия к виновным лицам. В 2017 году составлено 208 протоколов об административном правонарушении, в том числе по  статье 14.43, части 1 статьи 14.46.2, части 1 статьи 19.4.1, частям 1,15 статьи 19.5, части 1 статьи 19.19, части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В 2017 году 171 лицо привлечено к административной ответственности привлечено. Административные наказания в виде штрафа назначены 137 лицам, с учетом требований статьи 4.1.1 КоАП РФ при рассмотрении 34 дел об административном правонарушении административный штраф был заменен  на предупреждение.  Сумма наложенных штрафов составила 7242 тыс.рублей.

С учетом требований статьи 4.1.1 КоАП РФ при рассмотрении 34 дел об административном правонарушении административный штраф был заменен на предупреждение.

Помимо статей 19.19,14.43 КоАП РФ в 2017 году возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4.1, частями 1,15 статьи 19.5, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, статьи 14.46.2 КоАП РФ.

-За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного надзора составлено 2 протокола об административном правонарушении  по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

К ответственности привлечен индивидуальный предприниматель, сумма штрафа составила-2 тысячи рублей.

При проведении плановой выездной проверки ОАО в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица.          Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Сургутского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2017 г. дело прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Сургутского районного суда от 27.10.2017 постановление мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения, в связи с истечением срока давности привлечения ОАО  к административной ответственности 07.09.2017 года.

-За невыполнение в установленный срок выданных предписаний составлено 2 протокола об административном правонарушении. К административной ответственности привлечено 2 юридических лица:

муниципальное автономное учреждение по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, штраф 10 тысяч рублей;

открытое акционерное общество по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, штраф 300 тысяч рублей.

-В случае неуплаты административного штрафа в установленные законом сроки, в отношении виновных лиц составляются протоколы об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и направляются для рассмотрения в суд. В течение 2017 года судебными органами   к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ привлечены:

Акционерное общество, штраф в размере 100 тысяч рублей;

Товарищество собственников жилья, штраф 110 тысяч рублей;

Общество с ограниченной ответственностью, штраф 220 тысяч рублей.

- В 2017 году по части 1 статьи 14.46.2 КоАП РФ два юридических лица привлечены к административной ответственности (штраф 20 тыс.рублей и предупреждение). 

Помимо привлечения виновных лиц к административной ответственности и выдачи предписаний, должностными лицами УМТУ Росстандарта направляется информация  в порядке статьи 37 Федерального закона «О техническом регулировании» для проведения проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза либо обязательным требованиям национальных стандартов.

В течение 2017 года по итогам контрольно-надзорной деятельности выдано 3 предписания о прекращении действия декларации о соответствии  и 1 предписание о приостановке действия декларации о соответствии. В одном случае направлена информацию о необходимости приостановления действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами УМТУ Росстандарта в течение 2017 года выдано 17 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В большей части предостережения выносились в адрес лиц, осуществляющих поверку средств измерений, допускающими нарушения Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утв. приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 г. N 1815.