Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Изменения в Законодательстве в рамках федерального государственного метрологического надзора- выступление начальника ОГН по Тюменской области Клинг О.П. на совещании метрологов в г. Тюмени – февраль 2019

14.02.2019

Изменения в Законодательстве, касающиеся проведения государственного метрологического надзора и в области технического регулирования.

Проблемные вопросы при осуществлении надзорной деятельности в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Положением об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии", утв. Приказом Госстандарта от 05.08.2010 N 2922, в соответствии с основными задачами, закреплены функции по осуществлению государственного метрологического надзора за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации, за наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений.

Также осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов или до вступления в силу соответствующих технических регламентов за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза» установлен за Госстандартом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований:

  • ТР ТС «о безопасности низковольтного оборудования» в отношении низковольтного оборудования, реализуемого не для нужд потребителей;
  • ТР ТС «о безопасности машин и оборудования» в отношении машин и оборудования, реализуемых не для нужд потребителей, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания), изготовления, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (за исключением случаев, указанных в Постановлении);
  • ТР ТС «Безопасность лифтов» в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением случаев, указанных в Постановлении);
  • ТР ТС "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", ТР ТС "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" полностью, за исключением оборудования для работы во взрывоопасных средах и аппаратов, работающих на газообразном топливе, которые применяются на поднадзорных Ростехнадзору объектах;
  • ТР ТС "Электромагнитная совместимость технических средств";
  • ТР ТС "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" в отношении требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке;
  • ТР ЕАЭС "О безопасности аттракционов" в отношении требований безопасности аттракционов на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 г. N 1447 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» установлен за Госстандартом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований в отношении взрывчатых веществ и изделий на их основе, которые находятся в обращении, и в отношении связанных с требованиями к этой продукции процессов перевозки и транспортирования (за исключением процесса транспортирования такой продукции по территории опасных производственных объектов).

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2015 № 1108 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» установлен за Госстандартом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории Госсийской Федерации.

Постановлением Правительства ГФ от 29 декабря 2012 г. N 1474 «О применении некоторых актов Правительства ГФ по вопросам технического регулирования и об органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» за Госстандартом закреплен государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к автомобильному бензину, дизельному топливу, судовому топливу и мазуту.

Согласно Постановления Правительства ГФ от 31.07.2015 № 778 «Об уполномоченном органе Госсийской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» 
Росстандарт является уполномоченным органом РФ по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного регламента.

Правовыми основаниями проведения проверки Росстандартом является Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии». Постановление правительства РФ от 06.04.2011 г. № 246 «Об осуществлении государственного метрологического надзора».

ФГМН осуществляется за соблюдением положений Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в рамках плановой проверки в форме выездной в объеме Проверочного листа, разработанного в соответствии с ч. 11.3 ст. 9 ФЗ № 294 и утвержденного Приказом Росстандарта № 44 от 16.01.2018 г.

При проведении плановых проверок ФГМН в соответствии со ст. 8.1. 294-ФЗ применяется риск-ориентированный подход.

Росстандартом проверяются предприятия, деятельность которых осуществляется с применением измерений, выполняемых в сфере госрегулирования обеспечения единства измерений по категориям риска средняя (проверяется 1 р в 3 года) и умеренная (1 р в 5 лет).

Федеральным законом от 25.12.2018 N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" внесены изменения в ФЗ № 294 в виде дополнения статьей 26.2 следующего содержания: Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

Согласно разъяснениям позиции Росстандарта от 19.10.2018 г. № СГ17681/04 в отношении средств измерений Украинского производства в связи с неподписанием Украиной Соглашения 2015 г. и принятием Украиной нового закона «О метрологии и метрологической деятельности» в РФ не признаются результаты испытаний СИ в целях утверждения типа и первичной поверки, выполненные на территории Украины с 17.02.2016 г., в связи, с чем данные СИ не могут применяться в сфере государственного регулирования на территории РФ.

Ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений предусмотрена ст. 19.19 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов предусмотрена ч. 1, 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке" в Кодекс внесены изменения в части дополнения ст. 14.43.1 Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

Часть 1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Часть 2. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Часть 3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым 
административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определенные пунктами 4.1 - 4.12 статьи 4 ТР ТС 013/2011 и приложениями 2 - 7 к нему.

3. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения."

По итогам надзорной деятельности за 2018 г. отделом проведено 55 проверок, из них в 47 проверках проведен ФГМН, в 24 осуществлены КНМ за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.

По результатам проверок ФГМН 31 проверка с выявленными нарушениями норм законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Для сравнения в 2017 г. в 28 проверках выявлены нарушения.

По результатам проверок за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов Ц проверок с выявленными нарушениями.

Привлечено лиц к административной ответственности, всего - 69, из них юридических лиц - 33, должностных лиц - 33; индивидуальных предпринимателей - 3.

Вынесено постановлений, всего - 98, из них о наложении административного штрафа - 79, в виде предупреждения - 19, о прекращении производства с устным замечанием - 18 (на ДЛ - 17, на ЮЛ 

1) о прекращении производства по делу об административном правонарушении -18.

Наложено штрафов, всего - 11111,69319 тыс. руб., из них на юридических лиц - 10406 тыс. руб., на должностных лиц - 585 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - 120 тыс. руб.

За 2018 г. по результатам проверок установлены нарушения Порядка проведения поверки средств измерений аккредитованными в области обеспечения единства измерений ЮЛ и государственными региональными центрами метрологии, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности в адрес нарушителей направлено 6 Предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" Приказом Росстандарта от 29.11.2018 г. № 1038-ст утвержден ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» с датой введения в действие 1 февраля 2019 г.

В соответствии с разделом 1 стандарт предназначен для применения заявителями (сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией.

Статьей 3 Федерального закона от 18.04.2018 N 81-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 294 основания для проведения внеплановой проверки внесены изменения путем дополнения подпунктом "г" нарушение требований к маркировке товаров.

Статьей 28.7. КоАП РФ установлено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения о техническом регулировании осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. 

Как показывает анализ причин допущенных нарушений в большей части нарушения допускаются вследствие:
1. Незнания действующего законодательства;
2. Низкого уровня квалификации должностных лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению действующего законодательства в области обеспечения единства измерений и технического регулирования;
3. Отсутствия контроля за должностными лицами, на которых возложены обязанности по соблюдению действующего законодательства в области обеспечения единства измерений, технического регулирования либо отсутствие таковых лиц;
4. Финансовые затруднения субъектов хозяйственной деятельности, не позволяющие своевременно принять меры по соблюдению требований действующего законодательства. 

DSC_583.JPG

Количество показов: 417